Приход Тихвинской Иконы Божией Матери

Бог-Освободитель

Воскресение Христова. Икона. Христос держит за руку Адама, за спиной которого Ева и ветхозаветные праведники. За спиной Христа - святые пророки



Воскресение Христова. Икона. Христос держит за руку Адама, за спиной которого Ева и ветхозаветные праведники. За спиной Христа - святые пророки     

Для нас Пасха – день Воскресения нашего Господа, но когда Он собрался со Своими учениками на Тайную вечерю, это слово имело иное значение. Этот праздник был посвящен другому событию – Исходу евреев из Египта. Почему Господь устанавливает главное Таинство Церкви – святую Евхаристию – именно во время празднования Пасхи? Почему Его смерть и Воскресение совершаются именно в эти дни? Потому что события Исхода являются ветхозаветным прообразом того, что Он совершает сейчас.

В первой из десяти заповедей Бог говорит о Себе: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20: 2). Он – Бог-Освободитель. Исход подробно описан в библейской книге с таким же названием – и в эти пасхальные дни нам стоит ее перечитать.

Потомки Авраама благополучно жили в Египте, пока не сменился фараон. Новый правитель стал жестоко притеснять их и обращаться с ними как с рабами. Как говорит Писание, «египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх. 1: 13–14). Наконец, фараон повелел убивать всех новорожденных мальчиков-евреев. Удивительным Промыслом Божиим Моисей – будущий Пророк – спасся от смерти и, когда вырос, был призван Богом, чтобы вывести народ на свободу. Сначала фараон с презрением отвергал просьбы Моисея отпустить сынов Израилевых и только еще больше мучил и притеснял их.

Но потом, после десяти грозных знамений, пришедших на Египет, египтяне устрашились и отпустили народ Божий. Бог провел Своих людей через расступившееся море – так, что погнавшаяся за ними было египетская армия утонула, когда воды сомкнулись, – и повел их через пустыню, питая манной и являя многие чудеса.

Исход из Египта. Миниатюра, 1190-1200 гг., Франция



Исход из Египта. Миниатюра, 1190-1200 гг., Франция     

Исход – это история обретения новой жизни

Исход – это удивительная история обретения новой жизни. Люди презренные и угнетаемые, люди, затоптанные на самое дно, низшие из низших, отверженные из отверженных, обретают достоинство и свободу. Бог вступается за них и признает их Своим народом. Долгие годы рабства кончились – люди встают и уходят навстречу тому будущему, которое уготовал им Бог, в ту землю, которую Он им предназначил. Они делают это «с поспешностью», как говорится в Писании, – не раскачиваются, не откладывают, а быстро встают и идут.

Да, путь в эту землю нелегок: люди впадают в маловерие и ропот и даже ноют о том, что в рабстве они хотя бы знали, что завтра их накормят. Но они уходят из Египта – и идут в Обетованную (то есть обещанную Богом) землю. Они больше никогда не вернутся в дом рабства.

Но это великое событие предвещает что-то гораздо большее. Физическое освобождение, которое совершилось когда-то в прошлом, служит образом духовного освобождения, которое совершается и сейчас в жизни многих и многих людей.

Можно вывести человека из рабства – гораздо труднее вывести рабство из человека

В самом деле, внешне, физически человек может быть свободен – но в то же время связан тяжкими цепями страстей и зависимостей, принятых когда-то неправильных решений, провалов и грехов. Можно вывести человека из рабства – но гораздо труднее вывести рабство из человека. Более того, человек может кричать, настаивать на том, что уж он-то – свободен, и пребывать при этом в самом горьком порабощении.

Как сказал Господь, «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8: 34–36).

Своей смертью и Воскресением Господь Иисус выводит Свой народ из плена греха и проклятия, вины и страха. Через веру и Крещение мы умираем для прежней жизни и воскресаем к новой. Как пишет святой апостол Павел, «итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 4).

Мы встали и ушли из нашего Египта, из дома рабства – из мира алчности и жестокости, ненависти и злобы, обмана и блуда, чтобы больше никогда туда не возвращаться. Он позвал – и мы встали с поспешностью и пошли. Мы присоединились к Его народу – святой Церкви. Мы пошли за Господом к тому Новому Небу и Новой Земле, которые Он нам обещал.

Источник

Возврат к списку